Система контроллинга в управлении организацией
Содержание
|
Введение
Глава 1. Контроллинг в системе управления организацией
1.1. Сущность, задачи и функции контроллинга в управлении организацией
1.2. Классификация видов контроллинга
1.3. Предпосылки применения контроллинга в управлении издательским
бизнесом
Выводы по главе 1
Глава 2. Организационно-методические и методологические основы создания
системы контроллинга в издательстве
2.1. Организационно-методические основы создания структуры управления
бизнесом
2.2. Организация финансового планирования
2.3. Анализ планов, результатов и отклонений в системе контроллинга
издательства
2.4. Оптимизация информационного обмена
2.5. Организация системы управленческого учета
2.6. Оптимизация принятия управленческих решений и организация контроля
Выводы по главе 2
Глава 3. Разработка мероприятий по созданию системы контроллинга в
издательствах
3.1. Организационные мероприятия по созданию системы контроллинга
3.2. Мероприятия по формированию структуры управления издательским
бизнесом
3.3. Планирование, бюджетирование и анализ отклонений в системе контроллинга
Выводы по главе 3
Заключение
Литература
Приложения
|
Введение
Актуальность исследования. Процессы экономической стабилизации, зарождающиеся
сегодня в российской экономике, объясняют интерес частных и государственных
издательств к проблеме обеспечения долговременного финансового и
производственного роста, повышения конкурентоспособности отечественной
продукции, максимального использования производственного, технического и
интеллектуального потенциала.
Нарастающие тенденции интеграции России в мировое экономическое сообщество,
переориентация отечественного управления и системы учета на международные
стандарты обуславливают актуальность изучения и внедрения ведущих зарубежных
концепций в области менеджмента, внутрифирменного планирования, управленческого
учета, экономического анализа и принятия управленческих решений.
Управление бизнес-процессами в современных условиях требует комплексного
решения многочисленных проблем, вызванных как внешними, так и внутренними факторами. К основным внешним факторам следует отнести
динамичность макроэкономической ситуации в России, усиление влияния на
российскую экономику процессов, происходящих в международной
финансово-экономической сфере, обострение внутренней конкурентной ситуации, а
также сокращающаяся неопределенность в правовой сфере управления бизнесом.
В российском издательском бизнесе одним из основных внутренних факторов
неопределенности для предпринимателя является неполная информация как о текущем
состоянии, так и о перспективах собственного бизнеса.
Эти обстоятельства требуют формирования новых подходов к управлению
издательской деятельностью и инструментов их внедрения, которые:
- позволят обозначить усложняющиеся экономические проблемы издательства;
- подадут своевременно сигналы для принятия мер;
обеспечат информационную поддержку управления процессами ведения бизнеса по
установленным целям;
- помогут устранить проблемные зоны в издательстве с ориентацией на
перспективу.
Возрастают требования к системе информационной поддержки менеджмента: она
должна не только обеспечивать руководство информацией о текущем состоянии дел,
но и прогнозировать, что произойдет при тех или иных изменениях внутренней или
внешней ситуации.
В современных условиях хозяйствования необходимы комплексная методология и
основанный на ней инструментарий, которые помогли бы модернизировать
организационную и информационную структуру издательства таким образом, чтобы
решались базовые проблемы ее развития, предопределяющие стабильные успехи не
только в настоящем, но и в будущем.
Именно этим объективно объясняется наш научный и практический интерес к
исследованию системы контроллинга, инструменты которого и предлагаются для
применения.
Концепция контроллинга на сегодняшний день занимает одно из ведущих мест в
практике управления организацией стран с развитой рыночной экономикой, является
информационно-аналитическим инструментом принятия и реализации управленческих
решений наряду с системами бухгалтерского учета, анализа, планирования.
Контроллинг включен в учебные программы во многих высших учебных заведениях
мира. С 1971 года в Гаутинге функционирует Международная Академия Контроллеров.
В Германии ежемесячно издается журнал Der-Controlling-Berater, полностью
посвященный проблемам контроллинга.
На формирование концепции контроллинга как комплексной системы управления
организацией оказали влияние исследования в нескольких смежных областях
управления: бухгалтерском учете, анализе, планировании, прогнозировании,
контроле и т.д.
Основополагающий вклад в исследование интеграции управленческих проблем в
систему контроллинга, а также в разработку и описание классических элементов
системы внесли ведущие немецкие ученые Дайле А., Р. Манн, Э. Майер, Д. Хан и
др. [ 12, 37, 39, 74, 76].
Базовые элементы учета в системе контроллинга сформировались в ходе развития
таких учетных систем, как директ-костинг и стандарт-кост. Среди множества
фундаментальных исследований в этой области следует отметить труды зарубежных
экономистов К. Друри, П. Фридмана, Р. Энтони и др. [15, 46]. Среди
отечественных разработок отдельных элементов системы контроллинга наибольший
интерес представляют работы В.В. Гамаюнова, Данилочкиной Н.Г., В.Б. Ивашкевича,
Карминского A.M., Б.И. Майданчика, С.А. Николаевой, Оленева Н.И., В.Ф. Палия,
Примака А.Г., Т.В. Сизовой, В.И. Ткача, Фалько С.Г., В.Е. Хрупкого, А.Д.
Шеремета и др. [24, 28, 72, 80]. В отрасли книгоиздания отдельные вопросы
контроллинга и применения бюджетирования в планировании деятельности
издательств и полиграфических предприятий рассматривались Н.М. Гущиной и Е.М.
Мерзликиной [11].
Однако к настоящему времени вопросы применения системы контроллинга в
управлении издательствами как целостной концепции современного управления
практически не разработаны, поэтому данное исследование является весьма
актуальным.
Цель данного диссертационного исследования заключается в разработке мероприятий
по созданию системы контроллинга в издательствах в соответствии с
организационно-методическими и методологическими основами ее функционирования.
Для достижения указанной цели в диссертации поставлены следующие основные
задачи:
- раскрыть сущность концепции контроллинга: систематизировать и структурировать
основные компоненты контроллинга;
- целостно изложить методологические основы контроллинга;
- проанализировать характеристики направлений контроллинга;
- проанализировать особенности деятельности российских издательств
государственного сектора экономики и управления ими в рыночных условиях
хозяйствования;
описать организационно-методические основы создания системы контроллинга в
издательствах;
- определить методологические подходы к организации управленческого учета в
издательствах как обязательное условие функционирования системы контроллинга с
учетом специфики отрасли;
обосновать выбор системы экономических показателей, которые могут применяться в
издательствах в условиях контроллинга;
- описать особенности и принципы анализа системы показателей контроллинга в
издательствах;
- обосновать формирование необходимых предпосылок для комплексного внедрения
системы контроллинга в российских издательствах как системы управления
процессом достижения конечных целей и результатов их деятельности.
Теоретической и методологической основой проведенного исследования послужили
труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам стратегического и
оперативного контроллинга, финансового и управленческого учета, экономического
анализа и финансового менеджмента, материалы научных конференций,
статистические материалы. Работа выполнена на основе нормативно-правовых актов
Российской Федерации, а также результатов экономических и социальных
исследований, проведенных специалистами отрасли книгоиздания.
Предметом исследования в данной диссертационной работе является система
контроллинга как концепция управления прибылью экономического субъекта в
условиях рыночной экономики.
Объектом исследования является система управления деятельностью российских
издательств.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- систематизации и обосновании теоретических проблем организации системы
контроллинга в управлении издательством;
- уточнении определения понятия «контроллинг» применительно к практике
управления издательством;
- предложении принципиально новой системы экономического управления
издательством в целях оптимизации соотношения «затраты -результат»,
приспособленной к условиям и потребностям рынка, инструментом реализации
которой является контроллинг;
- обосновании объективной необходимости изменения методологии экономического
управления в российских издательствах на основе полученных в процессе
исследования результатов комплексного анализа возможностей и путей их развития.
Практическая значимость диссертации заключается в том, что на основе принципов
экономической целесообразности рекомендовано создание системы контроллинга в
практике отечественных издательств, вне зависимости от организационно-правовой
формы, формы собственности, масштаба; выявлены особенности формирования
учетно-аналитической информации в издательствах в условиях применения
контроллинга, предложена концептуальная схема структуризации потоков информации
в издательствах, включающих систему бухгалтерских и контроллинговых показателей
деятельности организации; осуществлено целостное изложение методологических
основ контроллинга; сформированы необходимые предпосылки для комплексного
внедрения системы контроллинга в российских издательствах.
Отдельные разработки диссертационного исследования нашли практическое
применение в системе планирования ООО «Издательский Дом Родионова», в
частности, рекомендации по организации планирования выпуска журналов «Профиль»,
«Карьера» на принципах бюджетирования, что подтверждается справкой о внедрении
мероприятий данной организации.
В качестве базы исследования избраны издательства системы Министерства РФ по
делам печати, телерадиовещания и средств массовых
коммуникаций: «Финансы и статистика», «Панорама», «Русский язык», «Детская
литература», «Республика», «Мысль», «Мир», «Медицина», «Просвещение»,
«Педагогика-Пресс» и другие.
Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка
литературы, 11 приложений. Объем диссертации - 184 с, в том числе 21 рисунок,
30 таблиц.
Глава 1. Контроллинг в системе управления организацией
1.1. Сущность, задачи и функции контроллинга в управлении организацией
Контроллинг - новое явление в теории и практике современного управления,
возникшее на стыке экономического анализа, планирования, управленческого учета
и менеджмента. Контроллинг переводит управление организацией на качественно
новый уровень, интегрируя, координируя и направляя деятельность различных служб
и подразделений организации на достижение оперативных и стратегических целей.
Контроллинг как функционально обособленное направление экономической работы в
организации связан с реализацией финансово-экономической и аналитической
функций в менеджменте для принятия оперативных и стратегических управленческих
решений. Система контроллинга проявляет себя как многогранное экономическое
явление, сложное по своей внутренней структуре. Вследствие этого достаточно
трудно подобрать однозначное и одновременно универсальное определение этого
понятия. Понимание сущности этой области управленческой деятельности, а также
функций и задач, решаемых специалистами в этой области -контроллерами - может
быть достигнуто при обращении к таким авторам, как Дайле А., Данилочкина Н.Г.,
Ивашкевич В.Б., Карминский A.M., Оленев Н.И., Примак А.Г., Майер Э., Манн Р.,
Фалько С.Г., Фольмут Х.Й., Хан Д. и другие.
В современной теории и практике управления допускается достаточно широкая
трактовка термина «контроллинг». Слово «контроллинг» произошло от английского
«to control» - контролировать, управлять, которое, в свою очередь, происходит
от французского слова, означающего «реестр, проверочный список» [28, с. 6]. Тем
не менее, в англоязычных источниках понятие «контроллинг» практически не
используется: в Великобритании и США применяется термин «управленческий учет»,
хотя работников, в чьи должностные обязанности входит ведение управленческого учета, там называют
контроллерами [28]. Собственно термин «контроллинг» принят в Германии, где, как
подчеркивает Дайле А., «...сформировалась европейски ориентированная концепция
контроллинга» [12, с. 15]. Оттуда он и пришел в Россию. Поскольку отечественная
терминология все еще не устоялась окончательно, в России используют оба
термина: и «контроллинг», и «управленческий учет». Однако термин «контроллинг»,
как справедливо отмечают исследователи, информационно более емкий, он передает
характер этого современного явления в управлении и включает в себя не только
чисто учетные функции, но и весь спектр управления процессом достижения
конечных целей и результатов фирмы [28].
В немецком издании «Экономический словарь организации» контроллинг определен
как концепция информации и управления. Профессор Д. Хан определяет концепцию
контроллинга как «инструмента интегрированного планирования и контроля
применительно к организациям разного организационного строения и разной
величины» [76, с. 48]. При этом контроллинг представлен как интегрированная,
базирующаяся на непрерывном потоке внутренней и внешней информации система
планирования и контроля. Такая система является, как показала практика,
незаменимой базой принятия решений менеджерами на всех уровнях и во всех сферах
управления организации. Немецкий подход к управлению организацией, на взгляд Д.
Хана, близок к российскому (или даже, скорее, советскому). Он характеризуется
основательностью и детальностью всех планово-контрольных процедур. Большое
внимание предприниматели уделяют вопросам безопасности в плане финансового
состояния, перспектив развития организации и стратегическому подходу. Поэтому в
качестве критериев существования организации в краткосрочном периоде выступают
показатели финансового результата и ликвидности, а в качестве долгосрочной цели
- увеличение капитала организации. Прибыль рассматривается только как источник
финансирования перспективного развития.
Некоторые зарубежные ученые, в частности, Э. Майер и Р. Манн, характеризуют
контроллинг более конкретно: «Контроллинг - это управление прибылью, система
регулирования, позволяющая фирме получить максимальную для данных условий
прибыль» [39, с. 31].
На наш взгляд, интересно и достаточно конкретно также определение Э. Майера:
«Искусство экономического управления заключается в умении предвидеть
хозяйственную и коммерческую ситуацию, своевременно принять меры по оптимизации
соотношения «затраты - результат» и тем самым достичь поставленной цели,
получив желаемую прибыль. Контроллинг - механизм этого искусства» [37, с. 28].
Применительно к отечественной практике контроллинг определяется как «...новая
концепция управления, порожденная практикой современного менеджмента» [24, с.
7]. По определению С .Г. Фалько, «контроллинг - это не только набор методов,
методик и инструментов оперативного управления организацией, но и способ
мышления управленческого персонала» [72, с. 76].
Представляет интерес определение контроллинга, данное М.Л. Лукашевичем и Е.Н.
Тихоненковой в предисловии к русскому переводу книги Х.Й. Фольмута «Инструменты
контроллинга от А до Я»: «Известно достаточно широкое и общее понимание
контроллинга как целостной концепции экономического управления предприятием,
направленной на выявление всех шансов и рисков, связанных с получением прибыли
в условиях риска» [74, с. 5]
Если рассматривать становление понятия «контроллинг» в ретроспективе,
становится очевидно, что первоначально оно подразумевало совокупность задач в
сфере учета и финансов, а контроллер был главным бухгалтером или ревизором [39,
с.7]. Затем это понятие стали толковать шире: к функциям контроллинга стали
относить финансовый контроль и оптимизацию использования финансовых средств и
источников. В упрощенном варианте это может быть управление прибылью на основе
организации учета сумм покрытия на единицу продукции и определения частного
финансового результата от реализации каждой единицы продукции в общем
финансовом результате и организации с выходом на оптимальную производственную программу. Частный случай
задачи управления прибылью в системе контроллинга (на базе методов
«директ-костинга») рассмотрен в работе Николаевой С.А. [49].
На наш взгляд, ошибочно было бы отождествлять контроллинг только с функцией
контроля. Контроллинг выступает как подсистема управления для решения более
широкого спектра внутрифирменных задач. Исходя из этой посылки, можно
утверждать, что контроллинг включает в себя установление цели организации,
текущий сбор и обработку информации для принятия управленческих решений,
осуществление функций контроля отклонений фактических показателей деятельности
организации от плановых, а также, что наиболее важно, подготовку рекомендаций
для принятия управленческих решений. Следует согласиться с коллективом авторов
пол руководством Данилочкиной Н.Г., отметившим следующую характеристику
контроллинга: «Координируя, интегрируя и направляя деятельность всей системы
управления организацией на достижение поставленных целей, контроллинг выполняет
функцию «управления управлением» и является синтезом планирования, учета,
контроля, экономического анализа, организации информационных потоков и многого
другого.» [28, с. 3]
В современной науке сформировалось несколько основных концепций сущности и
функций контроллинга, систематизированных в Таблице 1.1 [28]. Эти концепции
появились в разное время: первой возникла концепция, ориентированная на систему
учета (в 1930-е годы); концепция ориентированная на управленческую информационную
систему, стала популярной в 1970-1980-х гг. (совпадает по времени с бурным
развитием компьютерной техники); концепция, ориентированная на систему
управления, непосредственно связана с развитием проектного менеджмента,
появлением матричных организационных структур.
В целом система контроллинга в организации решает все перечисленные задачи, но
расстановка акцентов может быть разной.
Таблица 1.1. Современные концепции контроллинга
Ориентация концепции
|
Сущность и основные задачи контроллинга в рамках данной
концепции
|
На систему учета
|
Переориентация системы учета из прошлого в будущее,
создание на базе учетных данных информационной системы поддержки
управленческих решений, связанных с планированием и контролем деятельности
организации
|
На управленческую информационную систему
|
Создание общей информационной системы управления \manageiment information system).
Разработка концепции единой информационной системы, ее внедрение, координация
функционирования информационной системы, оптимизация информационных потоков
|
На систему управления:
- С акцентом на планирование и контроль
- С акцентом на координацию
|
Планирование и контроль деятельности структурных
подразделений организации
Координация деятельности системы управления организацией
(управление управлением)
|
Профессор Э. Майер, в частности, пишет что «под контроллингом следует понимать
руководящую концепцию эффективного управления фирмой и обеспечения её
долгосрочного существования. Контроллер - это тот, кто больше других учится,
умеет, знает, системно мыслит и действует в гармонии с окружающей средой,
ориентируясь на поставленные цели и на будущее, чтобы успешно управлять
организацией» [39, с. 113]. С этим высказыванием нельзя не согласиться, ибо по
сути своей оно отражает генеральную линию в назначении контроллинга - способствовать долгосрочному эффективному функционированию организации.
Контроллинг как концепция системы управления послужила, на наш взгляд, ответом
на изменения внешних условий функционирования организаций. Эволюция функций
управления организацией (планирование по отдельным аспектам трансформировалось
в комплексное программно-целевое планирование (бюджетирование), управление
сбытом и продажами - в маркетинг, бухгалтерский и производственный учет - в
систему контроля и регулирования) с интегрированием в систему контроллинга
отражает основную тенденцию комплексного подхода к управлению.
При этом следует отметить, что концепция контроллинга двойственна по своей
природе: с одной стороны в условиях рынка предпочтительна максимальная прибыль,
а с другой - социально ориентированное рыночное хозяйство направлено на
оптимизацию прибыли с целью сохранения долгосрочной жизнеспособности
организации.
Концепция контроллинга, в нашем понимании, призвана систематизировать
экономическую информацию в организации. На начальном этапе систематизация может
ограничиваться лишь элементами управленческого анализа. На сегодняшний день
такое понимание считается классическим. Практически все авторы [6, 12, 18, 24,
28, 37, 39, 72, 74, 76] сходятся в одном: современный контроллинг - это одна из
экономических подсистем управления, позволяющая комплексно решать оперативные и
стратегические проблемы организации путем интеграции различных способов сбора и
переработки экономической информации на различных уровнях управления.
Сущность и значение контроллинга в системе экономических инструментов
управления, на наш взгляд, весьма удачно проиллюстрировано Д. Ханом (рис. 1)
[76, с. 478]:
Система управления
Учет Анализ Планирование Контроль Маркетинг
Система управления
Контроллинг
Учет
Анализ
Планирование
Контроль
Маркетинг
Рис. 1. Значение контроллинга в системе экономических инструментов управления.
На рисунке 1 представлена укрупненная схема взаимодействия подсистем управления
без использования контроллинга и с использованием системы контроллинга. Как
показано в верхней части рисунка, до внедрения контроллинга данные учета,
анализа, планирования и контроля поступают в центр управления автономно. Это
означает, что каждый отдел рассматривает экономическую информацию исходя из
собственного видения производственных процессов. Анализ таких данных,
проводимый в системе управления в целях принятия решений, требует от директора
составления специальных аналитических таблиц и требует значительного времени на
координацию и сопоставление дублирующих данных. В условиях использования
системы контроллинга директор получает уже обработанные данные и наглядно оформленные материалы с соответствующими рекомендациями от
службы контроллинга. При разработке этих документов контроллер принимает в
расчет не только данные о фактах текущей хозяйственной деятельности, но и
информацию о будущем организации. При этом следует учитывать, что традиционный
финансовый отчет составляется бухгалтерией минимум через месяц после совершения
той или иной операции, в то время как контроллинговый отчет, с помощью
соответствующей техники, может быть составлен через несколько минут. Более
того, учетно-аналитическая система контроллинга призвана оценивать влияние
каждой свершившийся и тем более планируемой экономической операции на
стратегическое развитие организации и при наличие значительных отклонений от
намеченного курса своевременно информировать руководство о возможных убытках
или, наоборот, доходах как в тактическом, так и в стратегических аспектах. При
этом право управления всеми процессами в организации принадлежит руководству, а
контроллинг обеспечивает этот процесс необходимыми данными, составленными в
единой системе показателей.
В зависимости от различных факторов, влияющих на деятельность организации,
система контроллинга может обрабатывать различные по структуре и содержанию
показатели анализа, планирования, маркетинга, финансового и управленческого
учета. Адаптируясь к российской практике ведения бизнеса, контроллинг может
принимать другие формы, но развитие рыночных отношений, в том числе, в
издательском бизнесе создает реальные предпосылки развития концепции
контроллинга в отечественной экономике.
Исследования в области управления организацией позволили выявить узловые
компоненты контроллинга [24 , с. 8-9]:
- ориентация на эффективную работу организации в относительно долговременной
перспективе - философия доходности;
- формирование организационной структуры, ориентированной на достижение
стратегических и тактических целей;
- создание информационной системы, адекватной задачам целевого управления;
- разбиение задач контроллинга на циклы, что обеспечивает интерактивность
планирования, контроля исполнения и принятия корректирующих решений.
Ключевыми из перечисленных компонент являются, на наш взгляд, философия
доходности и цикл контроллинга.
Философия доходности подразумевает:
- преимущественную ориентацию мышления и действий сотрудников организации на
рентабельность;
- отчетливое понимание контроля издержек и мероприятий по их снижению как
непрерывного процесса;
- балансирование ориентации деятельности на доход;
- увязка системы стимулирования работников с их конкретным вкладом в достижение
целей организации (рентабельности);
- синхронизацию целей организации и личностных целей сотрудников (личные
доходы, карьера);
- увеличение активов организации как одно из возможных средств достижения
стратегической цели;
- непрерывную оценку клиентов по критерию доходности.
Цикл контроллинга включает в себя интерактивные этапы планирования, контроля
исполнения и принятия корректирующих решений. Этап планирования в рамках цикла
контроллинга должен осуществляться по технологии «встречных потоков»: сначала
планирование производится «сверху вниз» (разработка методики планирования,
координация и детализация планов по уровням). Затем идет встречный поток «снизу
вверх». Как следствие, одна из задач контроллинга - разработка методики
корректировки плановых заданий, координация отдельных планов и сведение их в
единый план по организации (например, издательству).
...
© 2007 bpmas
|